«Жена говорит соседкам: «Твой-то мужик пьёт, а мой по России ездит!». Воронежский пенсионер на велосипеде объездил всю страну
В начале июня житель Аннинского района Виталий Пасенко отправился в путешествие по России… на велосипеде. Пенсионер провёл в дороге полтора месяца и планировал добраться до Владивостока, но на середине пути травмировал ногу. Пришлось вернуться в родное село, но Виталий Владимирович успел преодолеть 4,2 тыс. километров. Почему он считает велосипед живым существом и как родственники относятся к его экстремальному увлечению, Виталий Пасенко рассказал «TV Губернии».
Родоведческий маршрут
Поездками на велосипеде Виталий Владимирович увлёкся лет 10 назад, желая помочь своему 11-летнему внуку. Мальчик занимался в секции велоспорта, и чтобы поддержать интерес, дедушка катался вместе с ним. Вначале ездили недалеко от дома, потом совершили поездку по монастырям Воронежской области.
Внук вырос и велосипед забросил. А у Виталия Владимировича, наоборот, интерес разгорался всё сильнее. Съездил в Белоруссию, посетил Смоленск, Ростов, Волгоград…А на это лето запланировал путешествие через всю Россию. Целью поездки стало знакомство со страной и с историей своего рода. Поэтому новое путешествие пенсионер назвал «родоведческим».
– Вначале я хотел проехать Россию с юга на восток — из Дербента на Каспии до Владивостока у Японского моря. Но когда планировал маршрут, понял — не успею, — делится Виталий Пасенко. — Тогда решил отложить Кавказ на следующее лето и начать велопробег не с юга, а с севера — из республики Коми. В Койгородке познакомились и поженились мои родители, там я появился на свет. Решил начать путь оттуда, где начал когда-то свой земной путь. А заодно — посмотреть те места, попробовать найти дом, где жили отец и мать.
Гаишник подарил свой жилет
До Сыктывкара Виталий Пасенко доехал на поезде. Малая родина встретила неласково — стоящие сплошной стеной леса, заросли борщевика, редкие селения, разбитые вдрызг лесовозами дороги. Лишнего в дорогу путешественник не брал. Самое главное — походный дом-палатка, или «шатёр», как называет её хозяин. Если есть возможность, лучше переночевать под крышей. Если нет — крышей будет «шатёр». Разбивать палатку в населённых пунктах Виталий Пасенко предпочитает возле церквей — в ограде храма страннику удобно и безопасно. За всё время путешествия ему в этом отказали лишь однажды. Если приходится ставить «шатёр» вдали от жилья, незаменимой оказывается походная лопатка. Она заточена с трёх сторон, чтобы и веток для костра нарубить, и палатку окопать. На костре разносолов не приготовить. Гречка с тушёнкой — сытно и просто. С собой Виталий Владимирович берёт запас продуктов на день и пополняет его в магазинах. Обязательно покупает кефир и орехи. Орехи весят мало, но дают энергию. Ими удобно перекусить и на ходу.
Перед дальней дорогой пенсионер рассчитал свой бюджет. В день можно было потратить 250 рублей. Но во время путешествия появилась возможность сэкономить. Во многих деревнях Виталию Пасенко предлагали переночевать и приглашали за стол. Единственно, от чего он категорически отказывался, — от поднесённой чарки. В дороге пить нельзя.
– Народ у нас замечательный. Познакомился с молодым человеком, разговорились, и он спросил, где я остановился. Когда узнал, что планирую поставить палатку, дал мне ключ от квартиры — ни фамилии не спросил, ни откуда я приехал. Просто дал ключ, и я у него почти двое суток жил, — рассказывает Виталий Владимирович.
Некоторые знакомства оказались неожиданными.
– В Кировской области меня остановил гаишник. Я удивился — еду как положено, вроде ничего не нарушил, — вспоминает Виталий Пасенко. — А полицейский, молодой такой парень, спрашивает, почему я без светоотражающего жилета, ведь это небезопасно. Жилет у меня был с надписью на спине «Воронеж — Владивосток». Но незадолго до этого остановился на минутку у придорожного магазинчика, повесил его на руль и зашёл купить еды. Когда вышел — жилет исчез. Услышав эту историю, полицейский снял свой жилет и подарил мне. Остаток дня я ехал с надписью «ДПС» на спине. Водители, обгоняя меня, снижали скорость и глумливо сигналили. Вечером я спорол светящиеся полоски, из которых состояли буквы, и перешил по-новому —«ВВП», что значит «Виталий Владимирович Пасенко».
Въехать в село на белом коне
По пути Виталий Пасенко запланировал посетить ещё два места, связанных с историей своего рода.
– Из села Жеребцово ушёл на фронт Первой мировой войны мой дед, кавалер двух Георгиевских крестов. А в детском доме города Томска жила моя мать после того, как репрессировали деда. Почему-то предки как будто не хотят допустить меня к истории рода. Я собирался въехать в родное село деда на белом коне. Но дорога от трассы до Жеребцово оказалась непроезжей для велосипеда. Вместо асфальта была уложена крупная, больше кулака, щебёнка. 20 с лишним километров велосипед пришлось вести в руках.
В селе Виталий Пасенко загляделся на красивый дом с раскрашенными резными наличниками. Проезжал мимо и одновременно снимал на камеру – хотелось думать, что именно здесь и жил когда-то дед. В это время мимо проезжал огромный лесовоз. Пенсионер не удержался на неровной дороге и рухнул вместе с велосипедом на обочину. Когда попробовал подняться, тело пронзила острая боль. Нога была повреждена.
В селе не оказалось ни больницы, ни фельдшера, ни аптеки. Виталия Владимировича приютила местная женщина-краевед, у которой он пытался разузнать что-нибудь о деде. 4 дня пролежал в её доме. Ногу лечил мазью, а вместо бинтов использовал разорванную простыню.
Сначала Виталий Владимирович собирался ехать дальше, несмотря на травму. Чтобы не брести с больной ногой по щебёнке, до Томска добрался на электричке. В Томске сделал рентген. Врач сказал, что в кости трещина, которая уже начала затягиваться, но большие нагрузки приведут к большим проблемам.
Домой с «Крохой»
Виталий Пасенко поколебался, но послушался врачей и вернулся домой на поезде вместе с «Крохой». «Крохой» путешественник прозвал своего «железного коня», который верой и правдой служит ему уже седьмой год.
– Велосипед для меня почти как живой, — делится Виталий Пасенко. — Когда в одну из прошлых поездок мы с ним приехали на Мамаев курган в Волгограде, я увидел длинную лестницу, ведущую на вершину. Въехать на велосипеде по ней было нельзя, пришлось оставить «Кроху» внизу. Договорился с людьми, чтобы присмотрели за велосипедом. Когда я поднялся на несколько ступенек, оглянулся. «Кроха» был такой одинокий и грустный, будто говорил: «Хозяин, ты меня бросил!». В итоге вернулся и потащил его в гору.
Виталий Пасенко не считает нагрузки в дороге чрезмерными. Лучше крутить педали, чем глотать таблетки — физическая активность и яркие впечатления полезны в любом возрасте. Но родные по-разному относятся к его многодневным странствиям.
– Дети гордятся мной и поддерживают, — говорит Виталий Владимирович. — Каждый день я выходил с сыном на связь и на всякий случай сообщал координаты своих ночёвок. А вот у жены отношение к моему увлечению сложное. Ворчит, что ей приходится всё лето одной работать в огороде. Но при этом втайне тоже гордится, а в разговоре с соседкой не упустит случая сказать: «Твой-то пьёт, а мой — по России ездит!».
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.