Воронежский археолог: «Наши главные враги – «чёрные» копатели, кроты и еноты»
На территории Воронежской области расположены сотни археологических памятников, которые относятся к разным историческим эпохам: от древнего каменного века (45-10 тыс. лет назад), до позднего средневековья и нового времени (XVII-XIX вв.) . Каждый год в регионе проводят десятки раскопок. В ходе них археологи находят предметы старины, которые позволяют понять образ жизни наших далёких предков. В одной из таких экспедиций побывали журналисты TV Губернии , узнав, как проводятся раскопки, в каких условиях живут их участники и почему главными врагами археологов являются «чёрные» копатели, а также еноты, лисы и кроты.
Архангельское городище – один из уникальных археологических памятников региона. Оно расположено на территории Хохольского района в 1,5 км от села Архангельское. На первый взгляд, это ничем не примечательное место: поля да холмы, заросшие бурьяном. Но в V-IV веках до новой эры тут основали первые поселения наши далёкие предки — представители среднедонской культуры скифского времени . В основном они промышляли земледелием и скотоводством. А чтобы защищаться от постоянного нашествия кочевников, в том числе и скифов, древние мужи возводили деревянные ограждения. Сейчас от них осталась лишь труха. Однако археологи продолжают находить здесь массу интересного.
Кость козла и золотой пояс скифов
Журналисты TV Губернии составили компанию археологам из Воронежского пединститута. В Архангельском городище они проводят раскопки уже второй год. Также привлекают студентов-практикантов. Например, в июле здесь трудились 40 парней и девушек.
Застаём участников экспедиции во время работы. Десять мужчин и женщин копают землю под палящим солнцем в небольшой «песочнице» — участке площадью 60 кв. м. Рядом припаркована старенькая серая «буханка», из которой доносится песня группы The Beatles. Глубина ям не превышает и 50 см. Копать глубже не имеет смысла. Все предметы интересующей учёных эпохи находятся буквально у нас под ногами. Рядом с ямками лежат два целлофановых пакета, в которых хранятся только что откопанные древности. Среди них: кусочки глины, несколько наконечников от стрел, железный нож, почерневший от времени, а также большой рыболовный крючок. К слову, находить мелкие металлические детали археологам помогают металлоискатели.
– Всем этим предметам более 2,5 тысяч лет. А год назад мы нашли здесь большой горшок, в котором раньше местные хозяйки хранили крупу. За столетия он буквально развалился на куски. Но мы склеили его. И теперь его можно увидеть в музее нашего вуза, – рассказал журналистам «Коммуны» один из кураторов экспедиции, доцент кафедры истории России ВГПУ Александр Меркулов. — Многие думают, что археологи каждый день откапывают драгоценные камни и слитки золота. Но это глубокое заблуждение. Большая часть наших находок — бытовой мусор: железки да камушки. Причём многое из этого не доходит до музея, а закапывается назад в землю. Но бывают и исключения. Например, в 2011 году в Адыгее мы копали скифский курган. До нас там уже побывали «чёрные» копатели. И ничего ценного нам практически не попадалось. Но мы не теряли надежду. И вот на 40-й день экспедиции, прямо ко Дню археолога, нам улыбнулась удача. Мы откопали несколько дорогих украшений. А изюминкой стал пояс из золота и драгоценных камней весом в один килограмм!
Подарок судьбы — не иначе
Главное орудие археолога — не кисточка, как думают многие, а лопата. Беру в руки инструмент и начинаю копать. Увы, золота скифов я не нашёл. Однако из ямы с пустыми руками не ушёл. Показываю Александру непонятный предмет жёлтого цвета в форме квадрата, который я только что откопал.
– Поздравляю, коллега, с первой находкой! — обнадёжил меня учёный. – Это кость животного, которой более 2 тысяч лет! А вот какого, остаётся только догадываться. Может быть, коза, овечка или собака. Точно скажет только экспертиза…
«Чёрные» копатели и еноты-карманники
Принять участие в экспедиции может любой желающий: чтобы орудовать лопатой, необязательно быть историком. Рядом со мной откапывали артефакты скифских времен айтишник из Москвы и переводчица из Санкт-Петербурга. А вот руководить раскопками может только действующий археолог, имеющий историческое образование. Он же получает от государства специальный документ – открытый лист. Без него откапывать древности строго запрещено. А «чёрным» копателям – тем, кто ищет ценные вещи без данного документа – грозит уголовная статья и даже лишение свободы до 6 лет. Подобные личности — большие враги археологов. Ведь своими нелегальными раскопками они разрушают целые культурные слои, что очень мешает учёным в их исследованиях.
Археологическая экспедиция длится около двух недель. Всё это время её участники живут или в ближайших населённых пунктах, или в палаточных лагерях прямо рядом с раскопками. Рабочий день начинается в пять утра. После завтрака — сразу на раскопки. К 10 часам утра все работы прекращаются, так как солнце поднимается довольно высоко и становится невыносимо жарко. Работать в таких условиях просто невозможно. Все найденные предметы участники моют и сушат. К каждой древности крепится бумажка, где указываются время и место её нахождения. Затем археологи могут наконец-то отдохнуть. После обеда все едут купаться на близлежащий водоём. А вечером — поют песни у костра, играют в шахматы и другие настольные игры. Неудивительно, что в такой романтичной обстановке многие молодые археологи находят свои вторые половинки. Например, Александр познакомился со своей будущей женой во время археологической практики в Подмосковье в 2008 году, хотя учились они в одном и том же вузе.
– А ещё во время экспедиций нам не дают скучать дикие звери. Например, кроты. Эти зверьки для археологов и большие друзья, и страшные враги. Дело в том, что землеройки выбрасывают на поверхность вместе с комьями земли старинные вещи, что указывает на наличие в данном месте археологического памятника. С другой стороны, кроты разрушают исторический слой. А ещё дикие звери часто воруют у нас еду во время экспедиций. В Краснодаре промышляют еноты-карманники. А в средней полосе России этим нехорошим делом занимаются лисы, – поделился археолог.
Машина времени
После раскопок – кабинетная работа. Несколько месяцев учёным требуется на то, чтобы подготовить отчёт о проведённой экспедиции. Также полученные материалы кропотливо изучают в лабораториях. Так, палеозоологи определяют, какому животному принадлежат найденные кости. А трасолог по следам на предмете стремится понять, как его использовали наши предки.
Благодаря современным технологиям, по останкам человека можно определить его пол, возраст и даже болезнь, от которой страдал наш предок. А с помощью методики выдающегося антрополога Михаила Герасимова учёные научились восстанавливать внешний облик древних людей. Так, Александр показал мне в своём телефоне фото одного крупного брюнета брутальной внешности.
– Знакомьтесь, это сармат. Он жил более 2 тысяч лет назад, — улыбнулся археолог. — Череп этого красавца мы обнаружили в Воронежской области в одной из экспедицией. Учёные определили, что останки принадлежат мужчине. Он умер 55-летним. Это очень солидные лета, учитывая, что в те времена средний возраст мужчин не превышал и 35 лет. Рядом с ним в земле лежал меч, что указывает на то, что данный муж был ещё и славным воином. Таким образом, археология — это настоящая машина времени, которая способна перенести нас в прошлое, а самое главное — вернуть обратно целыми и невредимыми в XXI век.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.