«Ученики будут ездить на «Ладах» и «Москвичах», а проезд в такси подорожает осенью»
Дефицит машин, рост их стоимости и скачок цен на запчасти привели к тому, что автомобиль, особенно иномарка, вновь стал для россиян роскошью, а не средством передвижения. При этом сложности с приобретением новых машин и обслуживанием имеющихся испытывают не только владельцы частных авто, но и руководители автошкол и таксопарков. Эксперты предсказывают, что в ближайшие пару-тройку лет часть российских автошкол может и вовсе закрыться, а цены на услуги таксистов вырастут.
После начала спецоперации на Украине крупнейшие дилеры прекратили поставки автомобилей в нашу страну, а также приостановили сборку машин на российских заводах. В салоны перестали поступать новые автомобили таких брендов, как Audi, General Motors, Volkswagen, Skoda и Jaguar Land Rover. А отечественные предприятия, на которых собирались популярные иномарки, в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калуге, Нижнем Новгороде, Тольятти, Ижевске, Калининграде и в других городах, оказались временно закрыты. В результате, согласно данным Росстата, производство легковых автомобилей в России в мае 2022-го сократилось почти на 97% по сравнению с июнем 2021-го. А всего с января по май нынешнего года с конвейеров российских автомобильных заводов сошло 268 тыс. машин, что на 56% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Дефицит иномарок привёл к тому, что цены на машины, которые остались в автосалонах, значительно выросли. Так, за первые 2,5 месяца нынешнего года самая популярная модель на российском рынке Lada Vesta подорожала сразу на 30%. Её минимальная розничная цена составила 1 млн 122 тыс. руб. А Kia Rio, например, подорожала почти на 23% – теперь она стоит 1 млн 245 тыс. руб. Из-за сбоев в поставках значительно выросли в цене и автозапчасти – в среднем на 30-50%.
«Будем осваивать китайские модели»
Дефицит авто и скачок цен на запчасти могут больно ударить по российским автошколам. Так, председатель правления Союза автошкол Александр Ачкасов заявил о том, что многие учреждения, где учат на права, рискуют закрыться до 2025 года из-за сложностей с обновлением автопарка. Воронежские эксперты, впрочем, пессимистические прогнозы пока не разделяют. Так, владелец одной из небольших автошкол, пожелавший остаться анонимным, рассказал «Коммуне», что на нехватку машин пока не жалуется. А вот подорожание запчастей дало о себе знать.
– Наши машины, разумеется, нуждаются в регулярном ремонте, ведь каждый автомобиль за день проезжает в среднем по 200-300 км. В последние месяцы траты на обслуживание значительно выросли. Из-за этого мы были вынуждены поднять стоимость обучения на права в нашей школе на 10%, – рассказал наш собеседник. – Впрочем, клиенты отнеслись к этому с пониманием, и число учеников, по крайней мере пока, не уменьшилось. Что же касается дефицита машин, думаю, это преувеличенная проблема. Тех авто, что мы уже закупили, хватит нам на 3-4 года. А к тому времени, я надеюсь, иномарки вновь станут доступны. Если же нет, то будем осваивать китайские модели.
Солидарен с владельцем автошколы и воронежский автоэксперт, президент Федерации автомобильного спорта региона Алексей Филимонов. Он убеждён – в ближайшие годы дефицит машин не создаст автошколам серьёзных проблем.
– Даже если поставки иномарок в Россию в скором времени не возобновятся, ситуация наладится за счёт производства отечественных авто, – поделился Алексей Филимонов. – Уверен, нашими «Ладами» и «Москвичами» не станут брезговать ни крупные, ни мелкие автошколы. Главным аргументом станет экономика. А в нынешних условиях обслуживать российские авто намного дешевле.
«Стоимость поездок вырастет незначительно»
Владельцам таксопарков приходится содержать десятки машин, и в нынешних условиях это недешёвое удовольствие. В результате собственникам пришлось поднять стоимость аренды авто. Так, год назад машина в приличном состоянии для тарифа «эконом» обходилась водителю в 1100-1400 руб. в сутки, сегодня за её суточную аренду приходится платить 1600-1700 рублей. Впрочем, на пассажирах такси экономические трудности пока никак не сказались. И существенного повышения тарифов, по крайней мере, в Воронежской области, не наблюдается. Корреспонденты «Коммуны» обзвонили несколько местных таксопарков, чтобы узнать о ситуации на рынке из первых уст. Однако в большинстве организаций общаться с нами не захотели. И только в одном таксопарке уверили, что ситуация находится под контролем, цены на перевозки повышать не планируют и дефицита авто нет.
Впрочем, с ростом стоимости услуг таксистов столкнуться всё-таки придётся. Скорее всего это произойдет ближе к сентябрю, убеждён воронежский автоэксперт Алексей Шамарин
– Тариф должен вырасти незначительно. В противном случае велик риск того, что пассажиры станут чаще пользоваться услугами бомбил, — уверен автоэксперт. — А вот дефицит авто всё-таки повлиял на работу некоторых таксопарков. Сам стал тому свидетелем. Так, на прошлой неделе вызывал себе такси класса «комфорт». И каково было моё удивление, когда ко мне подъехал водитель на «Ладе». Обратно меня вёз уже другой «комфортный» автомобиль — иномарка, выпущенная 15 лет назад. А ведь по нынешним нормативам в категории «комфорт» могут ездить иностранные авто не старше пяти лет.
Выгоднее перегнать машину из-за рубежа
Ещё одно последствие происходящего на автомобильном рынке кризиса – сегодня вновь стало выгодно приобретать авто с пробегом из-за рубежа. И укрепившийся курс рубля этому всячески способствует. Однако самому купить иномарку в Европе практически нереально: западные дилеры из-за санкций отказываются продавать новые машины водителям из России напрямую. Чего не скажешь о специалистах по перегону авто с пробегом из-за рубежа – их услуги стали пользоваться особым спросом.
Так, воронежский эксперт, член общественной организации по поддержке автомобилистов «Право на защиту» Денис Корнев начал заниматься перевозом заграничных авто в этом году. И с заказами у него, говорит, нет никаких проблем – в ближайшее время ему предстоит перегнать сразу три автомобиля.
– С нынешним курсом доллара и евро покупать авто за границей стало намного выгодней. Можно сэкономить сотни тысяч рублей, – говорит Денис Корнев. – Да, из-за западных санкций перевезти иномарку из Европы в Россию по старым схемам уже не получится. Но есть другие варианты. Например, можно купить иномарку, которая ранее была приобретена в Европе, в одной из стран СНГ. Растаможить её выгоднее всего в Беларуси – эта услуга будет стоить водителю в 100-120 тыс. рублей. Второй вариант – купить в Японии или Южной Корее. В этом случае растаможка будет стоить дороже, но сами авто – дешевле. При этом в Азии можно приобрести не только корейские или китайские модели, но и «европейцев». Те же BMW, Mercedes-Benz или Volkswagen.
По словам специалиста, выгоднее всего перегонять не слишком старые авто — 2018-2019 годов выпуска. При этом состояние их не вызывает никаких нареканий. А цены ниже, чем на машины из салона, примерно на 30-50%.
Кстати, премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, меняющее порядок регистрации автомобилей, ввозимых в нашу страну из-за границы. Раньше обязательным условием было оснащение машины специальным комплектом оборудования по вызову экстренных служб. До 1 февраля следующего года делать это будет уже необязательно.
В России вновь выдают льготные автокредиты
Минпромторг России с 14 июля возобновил программу льготного автокредитования. В ней будут участвовать все модели УАЗ, LADA, ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ стоимостью до 2 млн рублей. По условиям программы, субсидируемая из федеральной казны скидка по автокредиту составит до 20% от стоимости автомобиля. А для машин, которые продаются на Дальнем Востоке, – 25% (это компенсирует затраты на логистику). Также выгоднее станет приобретать электромобили марки Evolute, произведённые в Липецке. На них действует повышенная скидка 35% от стоимости, но не более 925 тысяч рублей. Общий бюджет поддержки программы льготного кредитования составит 20,7 млрд рублей.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.