Шесть главных вопросов о повышении тарифов на коммунальные услуги в Воронежской области
Нередко жители соседних и вроде бы почти одинаковых домов жалуются, что платят за тепло разные суммы. С началом отопительного сезона эта проблема приобретает особую остроту, ведь после июльского повышения тарифов цифры в платёжках совсем не радуют воронежцев. Почему рост тарифов неизбежен и что делать тем, для кого плата за ЖКУ оказалась непосильной, «TV Губернии» рассказал руководитель департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области Евгений Бажанов.
На что ориентируются региональные власти при утверждении тарифов?
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги пересматриваются ежегодно с 1 июля. Но все необходимые документы ресурсоснабжающие компании подают в департамент ещё до 1 мая предшествующего года. Документы тщательно анализируются, и на основе этого анализа принимаются тарифные решения. В регионе при этом ориентируются на постановление Правительства РФ, которое каждый год устанавливает предельный индекс роста платы за коммунальные услуги. Для Воронежской области этот индекс в 2021 году – 4%. Это значит, что общая сумма платежа в квитанции воронежца в среднем может вырасти по сравнению с предыдущим годом не более чем на 4%. То есть областные власти не могут совсем не увеличить тарифы, но и не должны существенно выходить за установленные рамки (можно допустить отклонение ещё в плюс 2%).
Почему тарифы на «коммуналку» значительно отличаются в разных регионах?
На фоне других регионов мы находимся в золотой середине – у нас и в абсолютной величине тарифы невысоки, и с точки зрения динамики их роста мы на среднем уровне. А отличаются тарифы не только в соседних регионах, но и в соседних районах, и даже домах.
В Воронежской области, например, есть организации, у которых тариф 1700 рублей за одну гигакалорию, а есть те, у кого –2400 рублей. Показательна ситуация с ПАО «Квадра». У компании отдельные тарифы для ТЭЦ и для небольших котельных. Всё зависит от себестоимости производства тепловой энергии. Чем больше котельная, тем меньше расход топлива на производство одной гигакалории. То же самое и с персоналом: на любую котельную (хоть на маленькую, хоть на крупную) нужно по одному оператору в смену. При этом крупная котельная производит в пять раз больше тепла, стоимость которого, соответственно, ниже. Какой мы делаем вывод? В двух соседних домах могут ощутимо отличаться тарифы на тепло, если к одному теплотрасса подходит от крупной котельной, а к другому – от небольшой.
Как компании-поставщики ресурсов расходуют полученные от потребителей средства? Кто это контролирует?
В Воронежской области больше ста теплоснабжающих организаций. Например, с таким гигантом, как ПАО «Квадра», администрация Воронежа и правительство региона заключили концессионное соглашение. Согласно ему, ПАО «Квадра» вкладывает определённые инвестиции в модернизацию теплового хозяйства Воронежа. Было принято решение не повышать тарифы. Для жителей Воронежа утвердили льготный тариф, а оставшуюся дельту взяло на себя правительство региона. Это позволяет частично компенсировать затраты поставщика ресурсов на модернизацию предприятия, проведение ремонта, замену устаревшего оборудования. Здесь важно понимать, что соглашение предусматривало опережающие инвестиции. То есть компании необходимо за три года инвестировать в свою модернизацию значительный объём средств, которые будут возвращаться в течение всего срока концессионного соглашения – около 15 лет. Из-за нагрузки на поставщика в первые годы действия соглашения рост тарифов у «Квадры» будет чуть выше, чем 4%. Так, в 2020 году тарифы компании выросли на 6,5%, такой же рост ожидался и в 2021 году. Но из-за ситуации с коронавирусом губернатор Александр Гусев распорядился договориться с «Квадрой» о специальном льготном тарифе на отопление. Глава региона подчеркнул, чтосильно увеличить тарифы – значит ударить по карманам граждан, а это недопустимо. Снизить рост тарифа на тепло удалось, потому что разницу от недополученной прибыли «Квадре» покрыли за счёт средств облбюджета.
Как государство регулирует тарифы?
Процесс тарифного урегулирования – очень кропотливая работа. Проводится проверка документов, помогающая выявить порой необоснованные затраты. Чтобы их обнаружить, анализируется рынок строительных материалов, оборудования для теплоснабжающих организаций. Часто удаётся найти компромисс с поставщиками тепла: убедить их снизить расходы на закупку материалов и тем самым сдержать значительный рост тарифов. В Воронежской области 10% организаций, которые оказывают коммунальные услуги, получили в 2021 году тарифы ниже, чем в 2020 году. У многих рост тарифов составил от 0 до 1%.
Тогда почему рост тарифов незбежен?
У рабочего персонала в сфере ЖКХ по сравнению с другими отраслями зарплаты значительно ниже. И если цены на те же продукты питания растут, то иьусловный слесарь претендует на то, что заработная плата у него должна повыситься. Теплоснабжающая организация получает деньги от потребителей, оплативших услуги. Соответственно, чтобы поднять слесарю зарплату на 4%, предприятие должно предъявить жителям выросший на такую же цифру тариф. То же самое касается и затрат на приобретение материалов. Металл, цемент и прочие строительные материалы дорожают. На что же теплоснабжающей организации всё это закупать? Вот и получается, что для сохранения прежних темпов ремонта необходимо получить от потребителей больше. Поэтому, когда говорят: «Давайте не будем повышать тарифы, но мы хотим, чтобы у нас не было аварий, а было надёжное отопление», возникает вопрос «А где источник затрат, которые должны понести теплоснабжающие организации для поддержанияь сложного хозяйства в рабочем состоянии?».
Какой выход есть у граждан, для которых плата за услуги ЖКХ оказалась непосильной
Гражданам, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают региональные стандарты, помогает государство. Так, если из совокупного дохода семьи затраты на оплату коммунальных услуг превышают 22% (по федеральному стандарту), то люди вправе предоставить в органы соцобеспечения свои платежки, документы, подтверждающие доходы, и рассчитывать на возмещение затрат на оплату ЖКХ.
Обратите внимание
Важная мера социальной поддержки населения – оказание помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг. Для воронежцев установлен стандарт максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22%. Для некоторых категорий граждан он ещё ниже: 15% – для одиноких пенсионеров, а также для многодетных семей, имеющих трёх и более детей до 18 лет, и одиноких матерей, получающих ежемесячное пособие на ребёнка; и 10% – для тех же категорий граждан со среднедушевым доходом меньше (или равном) величины прожиточного минимума.
Финансирование выплаты субсидий гражданам Воронежской области осуществляется из средств областного бюджета, жителям Воронежа дополнительно из городского бюджета.
Читайте также
Четыре проекта Воронежской области – победители всероссийского конкурса от Минстроя
14:58 27.08.2024
0
96
Две квитанции за услуги ЖКХ придут воронежцам из домов, которые обслуживал «ПИК Комфорт»
14:04 27.08.2024
0
131
Белгородский губернатор прокомментировал информацию о попытке прорыва ВСУ через границу
13:00 27.08.2024
0
740
Все новости

Четыре проекта Воронежской области – победители всероссийского конкурса от Минстроя

Две квитанции за услуги ЖКХ придут воронежцам из домов, которые обслуживал «ПИК Комфорт»

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.