Профессор Воронежского педуниверситета: «Уровень грамотности школьников падает»
Уходящий 2023 год, который объявлен Президентом РФ Годом педагога и наставника, познакомил всю страну с людьми, без которых образовательный процесс не смог бы существовать. Среди них – единственный в Воронеже доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы Воронежского государственного педуниверситета Ольга Алексеева. За время, проведённое в вузе, она выпустила не одно поколение будущих учителей. В интервью корреспондентам TV Губернии Ольга Владимировна рассказала о том, как сейчас готовят молодые кадры, чему стоит поучиться у современных педагогов и как привить детям любовь к русскому языку и литературе.
– Ольга Владимировна, сколько лет Вы в профессии?
– Стоит начать с того, что я родилась в семье Заслуженного учителя РФ. Моя мама, учитель русского языка и литературы Маргарита Зацепина, с детства привила мне любовь к педагогике. Её ученики и студенты часто приходили к нам домой, и к каждому из них она относилась с особой любовью и трепетом. Ей всегда хотелось заинтересовать своим предметом как можно больше людей. Меня это сильно вдохновило, поэтому я твёрдо решила стать учителем. В 1977 году получила диплом о высшем педагогическом образовании и с тех пор больше не расставалась с профессией.
– Где вы работали до ВГПУ?
– Сначала в воронежской школе №5 – там мою общественную активность заметили и предложили вступить в партию. Спустя время я стала секретарём комсомольской организации всех учителей Центрального района. А так как раньше на руководящие должности было принято брать партийных людей, вскоре мне предложили вакансии завуча и секретаря партийной организации в школе №9. Так прошли мои первые 10 лет после окончания вуза. За это время я поняла, что администрирование – не моё, поэтому следующим местом работы выбрала Воронежский городской методологический кабинет, где стала трудиться методистом по русскому языку и литературе. Однако всё это время я не прерывала работу со школьниками. Пусть классов становилось меньше, всё же они по-прежнему у меня были вплоть до 2008 года. Вместе с тем я понимала, что меня очень тянет в науку, поэтому после 10 лет работы в вузе, в 2000 году, я защитила кандидатскую диссертацию, а уже в 2011-м – докторскую.
«Педагог должен осознавать свою миссию».
– Вы много лет работаете с молодёжью, так или иначе, но поколения меняются. Какие они, современные студенты?
– Они замечательные! Я считаю, что в педагогический вуз приходят студенты, которые нравственными качествами значительно отличаются от других ребят. Ведь будущие педагоги уже готовы формировать в детях личность, а это говорит о многом. Не всегда молодёжь привлекает их профильный предмет, чего нельзя сказать о педагогике в целом. Каждый год я вижу студентов, которые возвращаются после летней практики с горящими глазами. Они с гордостью рассказывают о том, как у них получилось заработать авторитет, успешно решить конфликты, да и просто подружиться с детьми.
– Вместе с тем мы часто слышим, как хвалят советских учителей и ругают современных. Как думаете, почему?
– Не все талантливые студенты идут работать в школу. Это связано не только с материальной стороной, но и с имиджем. В СССР учитель был уважаемым человеком. Конечно, конфликты с родителями и детьми были и тогда, но не в таком количестве. Сейчас в случае возникновения малейшего спора ребёнок моментально достаёт свой телефон и начинает съёмку. Не все могут справиться с таким давлением.
– Как нужно себя вести учителю в подобной ситуации?
– В первую очередь, педагог должен осознавать свою миссию и не допускать некорректного поведения со своей стороны. Но если всё же подобная ситуация случилась, учителю стоит уйти от конфликта, а не бороться за главенствующую позицию. Такое поведение будет показателем мудрости, но ни в коем случае не проигрышем.
– По вашему мнению, существуют неуспевающие дети или недостаточно старательные учителя?
– Есть и те, и другие. Не всех детей можно научить, бывают и такие, которые в силу особенностей своего развития не могут запомнить и усвоить определённый объём информации. Раньше эта проблема беспокоила и учеников, и их родителей. Сейчас же в обществе популярно мнение, что образование не является гарантом успешной карьеры, поэтому отношение к оценкам изменилось. Что касается учителей, то, конечно, есть те, кто не прилагает к своей работе должного усердия. Знать предмет мало, нужно уметь объяснить его так, чтобы ребята поняли. А для этого необходимо много читать и практиковаться.
«Современные учителя свободны от стереотипов»
– Как сейчас готовят будущих педагогов? Отличается ли нынешняя подготовка от той, что была, скажем, 20 лет назад?
– Подготовка стала значительно лучше, потому что больше направлена на практику. Со второго курса студенты потихоньку вливаются в процесс. Сначала это небольшая помощь старшим курсам в проведении занятий, а потом и самостоятельная работа. Не так давно к нашему вузу прикрепили гимназию №2. Мы с командой студентов время от времени проводим там занятия, отрабатываем пройденный материал. На такие уроки приходят завучи и другие учителя, потом мы все вместе обсуждаем проделанную работу. Дети в восторге от наших студентов. А ещё на своих парах я люблю проводить так называемые «лекции вдвоём». Сначала озвучиваю студентам темы, потом готовлю с двумя-тремя заинтересовавшимися совместную лекцию. Чтобы восприятие было ярким, нужно периодически менять информатора. Особенно ценно, что ребята подходят к моим заданиям творчески, поэтому им удаётся удержать внимание аудитории. И это даёт мне возможность показать будущим учителям методологическую кухню. Без неё педагогика не может существовать.
– Чему стоит поучиться у современных учителей?
– Человечности и вовлечённости в жизнь своих учеников. Дети всегда любят молодых учителей, потому что им небезразличны их проблемы. Педагоги всецело отдают себя школьникам, стараясь помочь, поддержать. К сожалению, у нынешних детей стало меньше взаимодействия с родителями, бабушками и дедушками, поэтому внимание со стороны преподавателя очень нужно. А ещё современные учителя свободны от стереотипов, они не боятся проявлять себя в разных сферах, что тоже важно.
– Как педагоги справляются с эмоциональным выгоранием?
– Если работа по душе, то от неё накапливается лишь усталость, которая обязательно проходит после хорошего отдыха или поездки в новое место.
– А что самое сложное в работе учителя?
– Ежедневно находить в себе силы проводить каждый урок так, будто ты готовился к нему всю жизнь. Чем больше будет таких занятий, тем лучше учитель запомнится детям.
– Какими качествами должен обладать хороший учитель?
– Чтобы быть хорошим учителем, нужно быть интересной личностью, которая хочет развиваться, узнавать новое, совершенствоваться. Однако для этого у педагога должно быть уверенное знание своего предмета, иначе он просто не сможет обучать ему других. Также нельзя забывать о том, что учитель – творческая профессия. Ни один урок не должен быть похож на предыдущий. Всегда нужно искать что-то новое, то, что будет интересно и педагогу, и детям.
«Уровень грамотности школьников падает»
– Вы обучаете студентов методике преподавания русского языка. Почему этот предмет важен?
– Перед каждым учителем стоит задача – донести до ученика новый материал. Сделать это без методики преподавания невозможно. Ведь мало знать самому, нужно суметь объяснить это ребёнку. Для этого необходимо изучать специальную литературу, отрабатывать её на практике и методом проб и ошибок подбирать техники, которые подходят именно вам.
– Как вы считаете, изменился ли русский язык в последние годы?
– Русский язык регулярно меняется, какие-то слова входят в обиход, а какие-то, наоборот, исчезают. Однако на работу учителей это не влияет, так как нам приходится сталкиваться с проблемами другого характера. Из-за многочисленных программ, исправляющих написанный текст, уровень грамотности школьников падает. К счастью, в программе по русскому языку появляется больше часов, выделенных на работу с речью.
– Как привить детям любовь к русскому языку и культуре?
– Нужно самому любить и предмет, и культуру. Когда человек чем-то увлечён, ему хочется рассказать как можно больше. К примеру, при подготовке школьников к сочинению по картине можно всего лишь дать им самостоятельно описать то, что они видят, а можно стать настоящим экскурсоводом и переместить детей в эпоху создания этого полотна. Рассказать о художнике и музее, где хранится оригинал изображения, подготовить подборку интересных фактов. Нередко после такой презентации дети начинают хотеть увидеть картину вживую и обязательно делают это, если появляется возможность.
ЦИФРА
17896 учителей работало в школах Воронежа и области по данным на начало 2020-2021 учебного года.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.