«Окно в степь»: 437 лет назад Воронеж был впервые официально назван городом-крепостью
Город-форпост, один из первых защитников государства Российского на его южных рубежах. Воронеж отмечает 437-летие со своего первого официального упоминания в документе в статусе города-крепости. Чем не день рождения?
Первого марта, в самом начале календарной весны, столица Черноземья по праву могла бы отметить свой 437-й День Рождения, утверждают историки. Ведь именно к этой дате — 1 марта 1586 года — относится старейшее письменное упоминание о Воронеже, дошедшее до наших времен. Речь идет о выписке из приговора Боярской Думы о снятии сторожевых постов. Оригинал документа хранится в московском архиве. Копия — представлена в книге воронежского историка Николая Комолова. Дикое поле — так он описал эти земли до возведения здесь крепости.
Николай Комолов, историк:
— Это была незаселенная территория, на которой рыскали отряды крымских и ногайских татар. И в общем-то нужно было эту территорию колонизовать. Для этой цели были установлены в различных местах сторожевые посты. И одна из таких сторож, как указано было в документе, находилась у Богатого Затона. Это место находится сейчас на территории города Лиски. Это была достаточно крупная сторожа. И вот как раз в 1586 году состоялся приговор Боярской Думы (это было правительство Московского государства) о том, что эту сторожу необходимо снять, упразднить. А почему упразднить? В связи с тем, что основан новый город — Воронеж.
Свое начало старый город берет отсюда. С пятачка, на котором сегодня расположен главный корпус Воронежского госуниверситета. Изображение этого места таким, каким оно было в XVII веке, дошло до наших дней благодаря эскизу известного художника Аполлинария Васнецова, много лет работавшего над воссозданием облика древних русских городов. Сама же крепость Воронеж, по словам историков, имела большое геополитическое значение.
Владимир Размустов, историк:
— Когда были построены крепости Воронеж (на левом берегу Дона) и Ливны (на правом), мы прорубили на самом деле «окно в степь». В русских документах степь уважительно называлась Полем, с большой буквы. Если степи — это южные рубежи ,то мы — далеко вынесенный первый форпост Русского государства, который пошел на юг. Мы прикрывали центральную часть России.
В границах города-крепости сохранились два старейших воронежских храма — Спасский и Ильинский. Оба — объекты культурного наследия. Рядом — знаковое место.
Алина Белокопытова, корреспондент:
— На этом месте, где сейчас детская площадка, в 2011 году велись серьезные раскопки. Именно здесь археологи обнаружили так называемое «жилище первого воронежца», а еще — нательный крестик, артефакт XVI века.
Александр Медведев, заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира ВГУ:
— Нам удалось накрыть эту постройку целиком. Что там было? В общем, сразу стало ясно, что это нижняя часть древнего дома. Когда мы его раскопали, то в одном углу обнаружили глиняную печь русского типа. В печи стояли горшки: и целые, и раздавленные. То есть дом этот прекратил существование не просто так, инвентарь не был оттуда унесен. Были другие находки. Самая интересная находка была на дне этой постройки: простой медный крестик, но с оторванным ушком. Этот крестик типичен для XVI века, заходит чуть-чуть в XVII век. То есть там жил хозяин, которого крестили в XVI веке, где-то близко к году основания Воронежа.
Так в ходе первых в историческом центре Воронежа раскопок археологами был обнаружен культурный слой XVI века. Сейчас этот участок под госохраной. А значит, земляные работы без проведения археологических исследований конкретно здесь и в окрестностях запрещены. В память об открытии на Севастьяновском съезде городские власти думали установить специальный знак, были идеи даже открыть музей. Но в жизнь эти планы так и не воплотились. Во всяком случае — пока.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.