Масленица в 2022 году началась в понедельник, 28 февраля, а закончится 6 марта. На Масленой неделе рооссиян ждут народные гулянья и блины. «TV Губерния» подготовила материал о том, какие традиции соблюдали на Масленицу в разных сёлах Воронежской области.
Бились «стенка на стенку» и выбирали атамана
Кулачные бои в нашей области проводят до сих пор, но сейчас это вполне гуманное развлечение, а не суровая схватка, как 70 лет назад. В те времена редко удавалось обойтись без крови. Впрочем, в битву ни на жизнь, а на смерть масленая традиция не превращалась. Ведь самым сильным мужчинам участвовать в боях не разрешали. Они строго следили за порядком: лежащих – не бить, исподтишка не нападать, а тех, кто всё-таки получил травму, – вовремя выхватывать из толпы.
Те же правила действовали и в боях «стенка на стенку». Тут уже соревновались команды, каждая из которых выбирала своего атамана. Сражались по очереди: сначала мальчишки выясняли, кто из них самый сильный. Потом в дело вступали юноши – каждому хотелось поразить самую красивую девицу на выданье. А уже в финале дрались мужчины. Кстати, в некоторых сёлах было принято начинать бой…с объятий. Перед схваткой парни обнимали и трижды целовали друг друга – показывали, что никакой личной вражды между ними нет.
Спускали с горы колёса от телеги
На юге нашей области вплоть до 30-х годов прошлого века сохранялись языческие традиции. Так, было принято спускать с горы колёса от телеги, да ещё и привязывать к ним пучки соломы. Колесо символизировало солнце и его поворот на весну. Катание с горки – тоже популярная забава на Масленой неделе. Не только ребятня, но и взрослые не прочь были прокатиться на салазках или ледянках. Ледянки, кстати, часто делали из…. навоза. Навоз и сено смешивали в пропорции два к одному, брали отслуживший своё таз и обмазывали его дно получившейся смесью. Затем поливали заготовку водой и выставляли на мороз. Через неделю ледянка готова – осталось только постелить в таз немного сена, чтобы было мягко и тепло сидеть.
Брали снежную крепость
Эта забаву мы переняли у казаков, которые в XVIII веке строили крепость к Прощёному воскресенью. Возводили её заранее, укрепляли брёвнами и заливали водой, чтобы повысить прочность. Участники делились на две команды: первая, вооружившись мётлами, охраняла снежные чертоги, а вторая с палками штурмовала белый город. Если крепость брали, её беспощадно разрушали. Доставалось и «воеводе» неудачливых защитников – его купали в проруби, а потом валяли в сугробе, набивая снег под рубаху и натирая лицо до красноты.
Как выглядело взятие снежного городка, можно увидеть на одноимённой картине Василия Сурикова, написанной в 1891 году (ныне хранится в Русском музее).
Наряжались козой и кикиморой
Колядование и переодевание в ряженых у многих сейчас ассоциируются только с Рождеством. Но «ряжение» – прежде всего традиция Масленицы, которую иногда даже называют «русским Хэллоуином». Что-то общее действительно есть: у нас тоже выбирают костюмы зубастых и лохматых существ, чаще всего коз и медведей. Козой было принято рядиться в Павловском, Калачеевском и Верхнемамонском районах. Причём скрываться за маской могли и девушки, и парни, и старухи – всё зависело от обычаев в разных сёлах. «Коза» заходила в дом на четвереньках, бодалась, скакала по избе, махала хвостом… Среди других популярных костюмов – русалки и кикиморы, цыгане и арапы, журавли и аисты. Для перевоплощения в ход шли все подручные материалы: от соломы до куска рогожки. А чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые чернили лицо сажей, вырезали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с пустыми глазницами и вставали на ходули.
Одаривали гостью Масленицу, а потом обвиняли в дармоедстве
Масленицу воспринимали как человека. В начале праздничной недели её величали государыней, Авдотьюшкой Игоревной. Подчёркивали щедрость и изобилие: приезжает барыня «на блинках и оладушках». Хвалили Масленицу и за красоту: «Дуня белая, Дуня румяная, брови чёрные, коса длинная, триаршинная». Дорогую гостью пытались задобрить, чтобы она одарила жителей села – принесла удачу и богатый урожай. Но в последний день гуляний отношение к Авдотьюшке резко менялось. Масленица становилась «блиноедкой и мироедкой». А в корильных песнях её обвиняли в том, что не оправдала ожиданий: «обируха, обмануха» пришла только на семь дней, а впереди Великий пост.
Бразильский карнавал — по сути латиноамериканский аналог нашей Масленицы. И традиции те же: переодевания, шествия, шутки, танцы… Гулянья тоже продолжаются целую неделю, которая предшествует сорокадневному посту перед Пасхой. А само слово «карнавал» можно перевести как «прощание с мясом». У нас неделя до Великого поста тоже считается мясопустной.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.