Сообщения о том, что IT-компании массово покидают российский рынок, появились вскоре после начала специальной военной операции и последовавших за этим санкций. Некоторые СМИ писали, что наша страна скоро останется без программистов… Но всё ли так критично на самом деле? Корреспонденты «TV Губернии» выяснили, столкнулся ли наш регион с оттоком айтишников и как санкции повлияют на сферу высоких технологий в Воронежской области.
Цифровые «беженцы»
По количеству и уровню IT-компаний Воронеж входит в десятку крупней ших центров России. Соотношение уровня жизни и зарплат в сфере информационных технологий не только привлекает в наш город специалистов из бывших союзных республик, но иудерживает от переезда в другие города местных программистов. Ведь по большей части для айтишника совершенно неважно, в какой точке страны или мира ты находишься – вся работа может производиться удалённо.
Среди фирм, занимающихся разработкой и тестированием программного обеспечения, в Воронеже присутствуют несколько филиалов крупных западных компаний. Именно они после введения санкций объявили сотрудникам о перспективах скорого переезда в другие страны.
От официальных комментариев СМИ представители этих компаний воздержались. Впрочем, о полном закрытии бизнеса в России речи пока не идёт. Сотрудников перевозят «партиями». При этом офисы компаний в Воронеже, пусть и в усечённом составе, продолжают работать–никто не исключает, что в будущем придётся вернуться на прежнее место.
По словам экспертов, знакомых с ситуацией в IT-сфере столицы Черноземья, «массовый исход» из нашего города за границу составил несколько сотен человек. По некоторым оценкам – это около 5% от числа тех, кто в Воронеже занимается разработкой программного обеспечения. О том, как и куда происходит миграция воронежских айтишников и в каких условиях теперь им приходится работать на условиях анонимности, рассказали сотрудники нескольких иностранных компаний.
– В нашем филиале работают несколько сотен человек, – рассказал программист, переехавший из Воронежа в Ереван Максим Ф. – Часть коллег уехала вскоре после того, как были введены санкции. Меня и ещё несколько сотрудников перевели примерно через месяц. Нам предложили на выбор нескольких стран, где есть офисы компании. Большинство из коллег выбирали Армению или Грузию – там банально дешевле жить. Компенсаций за жильё нам не предлагали, только помощь в обустройстве и оформлении документов. Основная причина, по которой компании переводят сотрудников в заграничные офисы – это санкции, которыми обложили российский банковский сектор. Из-за запрета на операции предприятия, расположенные на территории РФ, не могут теперь получить средства из-за рубежа. А именно за границей располагается основная масса их клиентов.
– Сейчас моя команда занимается проектом из Великобритании, до этого заказчиками были американцы,– рассказывает менеджер проекта Андрей В.– Чтобы финансирование не прекратилось, нам предложили переехать – так у компании не возникнет проблем с заказчиками. Тем, кто по семейным причинам не смог уехать, пошли навстречу – обещали подыскать проекты в России. Но опять же никто не гарантировал, что они быстро найдутся…
Всё познаётся в сравнении
По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, за минувшие месяцы страну покинули около 50–70 тысяч человек, работающих в сфере информационных технологий. При этом, по данным Министерства цифрового развития, в России дефицит кадров в IТ ещё в прошлом году достигал не менее 500 тысяч человек.
О том, что в Правительстве озабочены кадровой проблемой, говорят меры поддержки IT-компаний. В частности, их освободили от уплаты налога на прибыль до конца 2024 года, сделали льготный 3-процентный кредит на реализацию новых проектов и денежные гранты. Среди особых мер поддержки – отсрочка от армии и льготная ипотека для айтишников. Насколько сработают эти меры, будет ясно спустя время. Не исключено, что начнётся и обратное движение IT-кадров в Россию. Во всяком случае такие сигналы уже поступают. Многие из тех, кто уехал в первых рядах на свой страх и риск, опасаясь закрытия границ и введения военного положения в стране, уже возвращаются – во-первых, жизнь за границей обходится заметно дороже, а во-вторых, конкуренция на рынке труда куда выше, чем на Родине.
Впрочем, не только финансовая сторона вопроса может стать решающей в привлечении отечественных айтишников. Член оперштаба по мерам поддержки IT-отрасли при Минцифры Илья Массух уверен, что специалистам в этой сфере важны масштабные и интересные задачи. По словам эксперта, такие задачи в России сейчас есть.
– Фактически нужно очень много чего импортозаместить и просто перестроить. Это реальные процессы, в которых каждый специалист может участвовать в значимом куске проекта, по сравнению с участием на, условно говоря, «официантских» ролях в международных проектах, когда ты там «подай-принеси»… – отметил Илья Массух.
Местные перспективы
Тем временем в департаменте цифрового развития Воронежской области с оптимизмом смотрят в будущее развития отрасли в регионе. Руководитель ведомства Денис Волков считает, что проблема оттока кадров существует, но не является критичной.
– В связи с кризисными явлениями в IT-отрасли региона многое изменится — произойдёт переориентация компаний с экспорта на решение задач по импортозамещению. Что касается кризисных явлений в целом, то в такие периоды можно либо сложить руки и утонуть, либо работать, повышая эффективность. И здесь IT — это основной инструмент поддержки этих изменений,– рассказал Денис Волков.
По словам руководителя департамента цифрового развития, в будущем спрос на квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий только возрастёт. При этом, как и сейчас, профессии, связанные с IT, останутся высокооплачиваемыми. Что же касается мер поддержки отрасли высоких технологий, то Воронежская область и здесь, как говорится, в тренде. На региональном уровне для организаций и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность связана с разработкой компьютерного ПО и другими работами в области компьютерных технологий, предусмотрено снижение ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения с 6 до 1%.
Федеральные налоговые льготы и преференции предусмотрены только для аккредитованных компаний. В Воронежской области условий для аккредитации нет, и это даёт право претендовать на получение льготы индивидуальным предпринимателям.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.