Воронеж ясно +19°
USD
102.38
EUR
105.81
Предложить новость
Прямой эфир
07:03 06.07.2023
16 мин
0
3369

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как воронежские балалаечники выступили перед королевой Великобритании Елизаветой II

07:03 06.07.2023
16 мин
0
3369
Фото: личный архив Ивана Иншакова

Хорошо помню, как профессор Воронежского государственного института искусств, музыковед и постоянный автор «Коммуны» Леонид Георгиевич Сафонов однажды, ни свет ни заря, явился в редакцию и прямо с порога в радостном возбуждении заявил: «Она соблаговолила сказать, что в восторге от исполнения наших юных балалаечников. Просто восхищена ими!».

– Кто и почему восторгается игрой балалаечников? – не понял я.

– Королева Елизавета Вторая, – последовал ответ. – Вчера на ежегодном благотворительном королевском концерте в Лондоне воронежские мальчишки произвели настоящий фурор, – пояснил Сафонов и положил на стол заметку об этом событии.

Тот памятный концерт состоялся 25 ноября 1991 года. Заметка тут же пошла в номер. Почти слово в слово её перепечатали ИТАР-ТАСС, «Российская газета», «Семья», «Пионерская правда», «Советская Россия»… Вот её содержание: «Более десяти лет ансамблем балалаечников воронежской средней специальной музыкальной школы при ВГИИ руководит Иван Иншаков. Юные музыканты выступали во многих городах России, а осенью побывали на фестивале в столице Шотландии Эдинбурге. Играли там так хорошо, что были приглашены в Лондон на традиционный благотворительный концерт, который устраивает королева Великобритании Елизавета II. У ансамбля минимум экзотики. Ярмарочную, балаганную балалайку ребята не пропагандируют. Они исполняют произведения русской и мировой классики, сочинения современных композиторов».

Крестьянских кровей

Имя профессора ВГИИ, Заслуженного деятеля искусств России Ивана Викторовича Иншакова стоит в ряду продолжателей дела прославленного музыканта-балалаечника Василия Васильевича Андреева. Не раз встречались с Иваном Викторовичем; он рассказывал о своей жизни, вспоминал. Родился Иншаков 75 лет назад в селе Орловка. Потом жил в Битюг-Матрёновке Эртильского района.

– Я из крестьян, – говорит Иван Викторович. – У меня всё с землёй было связано. Мама, Анастасия Ивановна, в колхозе свекловичницей работала, потом учётчицей. А певческими наклонностями особо отличалась по отцовской линии бабушка Мария.

На балалайке он начал упражняться в школе, там имелся какой-никакой старенький музыкальный инструмент: балалайка, гитара, мандолина. Переехав в Воронеж в 1960 году, Иван стал заниматься в детской музыкальной школе у Максима Андреевича Бородина.

Бородин – личность легендарная. Он выходец из Воронежского хора, где более 10 лет играл на балалайке в оркестре. Затем, в 1953 году, впервые в Воронеже в детской музыкальной школе № 8 открыл класс балалайки. Через несколько лет Министерство культуры обобщило опыт работы Бородина, подчеркнув, что у него самый большой балалаечный класс в масштабах страны, а у ребят высший уровень исполнительского мастерства.

Под надзором Мордасовой

Иншаков поступил в воронежское музучилище, и одновременно его приняли в Воронежский хор в оркестр народных инструментов.

– Хорошо помню, как я вместе с хором отправлялся на свои первые гастроли по стране, – говорит Иншаков. – Тогда гастрольные поездки занимали 8-9 месяцев в году. Так вот, пришла мама проводить меня на вокзал. Она за меня очень волновалась – ведь мне тогда и восемнадцати не исполнилось. Это заметила Мария Николаевна Мордасова, подошла к нам и сказала маме: «Не беспокойтесь за сына. Я за ним присмотрю и проконтролирую. Письма вам будет регулярно отправлять. Даю слово».

Всё так и вышло.

По приезду в очередной город Мария Николаевна напоминала Иншакову, что нужно отправить маме очередную весточку в Воронеж, подробно рассказать о своём житье-бытье.

– «Написал письмо?», – неотступно спрашивала меня Мордасова. – «Всё в точности, как вы и говорили, сделал», – отвечал. – «Покажи». – И я показывал исписанные страницы. – «Хорошо, утром по пути на репетицию опустишь письмо в почтовый ящик». Интересовалась Мария Николаевна и моими успехами в учёбе, хвалила за хорошие отметки.
Когда у Мордасовой складывались новые частушки или слова песни, она обращалась к Иншакову: «Ваня, послушай, что я сочинила».

– Но не только свои частушечно-песенные произведения читала мне Мария Николаевна, – вспоминал Иван Викторович. – Ей со всей страны присылали авторские частушки, припевки, побаски. Они их строго отбирала. А чтобы убедиться в правильности своего отбора, иной раз читала их мне, спрашивала: как, на мой взгляд, достойны ли они сцены?
Так же, как и Максим Андреевич Бородин, Иван Викторович Иншаков отдал Воронежскому хору десять лет. И появилось у него желание накопленные в профессии знания передать тем, кто только выбрал стезю балалаечника.

Балалайка в симфоническом оркестре

Когда музыковеды говорят о сложившейся школе игры на балалайке Ивана Иншакова, то несколько раз повторяют слово «впервые». Давайте и мы посмотрим, в чём же он стал первопроходцем.

Итак, впервые Иншаковым разработана и применена техническая подготовка учащихся. Она включает полный комплекс гамм, арпеджио и аккордов для балалайки.
Впервые им создан целый пласт – более двухсот – переложений произведений композиторов-классиков. Часть из них опубликована в сборниках воронежского издательства «Музыка».

При Иншакове молодые исполнители впервые стали играть с Воронежским академическим оркестром под управлением дирижера Аркадия Островского. Сам по себе факт уникальный: балалайка в симфоническом оркестре!

По системе Иншакова его воспитанники, опять-таки впервые, стали, кроме прочего, заниматься композицией. Сочинительство этюдов, пьес развивало у ребят творческое начало. Известный музыковед Леонид Сафонов в своей статье «Чудо-балалайка» так писал: «При помощи балалаечного приема – бряцания пальцами правой руки – нельзя было и помышлять об исполнении Баха, Бетховена, Моцарта, Шостаковича. Педагог-новатор Иншаков сделал совершенно новые редакции переложений классических произведений, по методу лучших балалаечников страны сумел у детей раскрепостить и заставить работать пять пальцев правой руки. И теперь мы всерьёз можем спорить о том, в исполнении на каком инструменте лучше прозвучат такие произведения, как «Аллегро» Генделя, «Менуэт» Боккерини, «Гавот» из классической симфонии Сергея Прокофьева – на скрипке, фортепиано или балалайке…».

Для ансамбля «Юные воронежские музыканты» специально написаны сочинения известными воронежскими композиторами Александром Украинским, Владимиром Беляевым, Юрием Романовым, Михаилом Цайгером.

Мелодии для королевы
Кстати, Михаил Цайгер специально к поездке ансамбля на благотворительный королевский концерт написал песню, которая так и называется – «Визит к королеве». Другой композитор, Владимир Беляев, сочинил пьесу «Кавалерийская». Если с первым произведением все было ясно и понятно (посвящение самой королеве!), то ко второму у организаторов концерта оказались вопросы.

– Было высказано сомнение: а не посвящена ли «Кавалерийская» бойцам Красной Армии? – говорит Иван Викторович. – В этом они увидели пропаганду коммунистических идей. Пришлось, покривив душой, убеждать, что ничего такого в музыке нет. Чтобы окончательно развеять сомнения, я привёл такой довод: до революции 1917 года Россия покупала в Англии замечательных скакунов. Вот им-то и посвящается музыкальная пьеса. Хотя, конечно, «Кавалерийская» славила красноармейцев.
«Юные воронежские музыканты» (а в той памятной поездке было 12 ребят) сначала выступили в популярной телепрограмме «Майкл Бэрримор-шоу», а на следующий день – во дворце «Виктория» – собственно для Елизаветы II.

За всю историю дипотношений России и Англии это был лишь второй случай представления монарху русских артистов. Первым оказался тоже балалаечник Василий Васильевич Андреев. В 1909 году он исполнил на исконно русском народном инструменте музыкальные сочинения для короля Эдуарда VII.

Для королевы же воронежцы сыграли «Кавалерийскую» и «Калинку». В зале, оказывается, тогда находился человек, который пристально следил за реакцией Елизаветы II и считал, сколько раз она сделает хлопков после выступления каждого участника концерта. На следующий день в главной английской газете The Daily Telegraph появилась статья, в которой сообщалось, что королева сделала ладошами 64 (!) хлопка после выступления воронежских балалаечников. В этом заключалось огромное признание и похвала.

– После концерта был подход к королеве, – вспоминает Иван Викторович. – Вернее, она подошла ко всем участникам концерта. Улыбалась, говорила ровным голосом приятные слова, благодарила. Мне и самому юному участнику нашего ансамбля Косте Иншакову пожала руку (нас предварительно проинструктировали, что, подав руку королеве, надо склонить голову). Спросила, обращаясь ко мне, давно ли я преподаю игру на балалайке. Восхитилась: «Как здорово играют ваши ученики!». А после мы вышли провожать королеву до её лимузина. Расставаясь, она помахала нам рукой.

После той поездки 1991 года «Юные воронежские музыканты» ещё четырежды побывали на гастролях в Англии, выпустили там компакт-диск со своими записями и имели большой успех.

* * *
Целую плеяду лауреатов воронежских и международных конкурсов воспитал Иван Викторович Иншаков. Среди них – Константин Богданов, Егор Карещиков, Иван Кузнецов, Андрей Кибенко, Пётр Сизов, Дмитрий Стародубцев, Константин Игнатьев, Андрей Горбачев. Последний, кстати, ныне профессор, заведует кафедрой струнных народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных. В издательстве «Музыка» не так давно вышел совместный труд Иншакова и Горбачева «Современная школе игры на балалайке». А это значит, что школа Ивана Викторовича Иншакова продолжается.

Виктор СИЛИН

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 2.1775949001312