«Это не бизнес, а выживание». Как сейчас живёт легендарная воронежская «улица мойщиков»
Аварийные двухэтажки в квартале, ограниченном улицами Бурденко, Транспортной и Рабочим проспектом, в очередной раз планируют снести. В народе он больше известен как «улица мойщиков» – так это место прозвали из-за процветавшего здесь когда-то нелегального бизнеса по мойке машин прямо во дворах жилых домов. Не так давно городские власти сообщили о том, что нашли потенциальных инвесторов, готовых взяться за снос и расселение ветхого квартала. А на прошлой неделе корреспонденты «TV Губернии» встретились с его жителями и узнали, чем сейчас живёт легендарная «улица мойщиков».
«Какой тут бизнес? Это выживание»
Мыть машины в жилом квартале у ротонды в 90-е годы прошлого века начали местные подростки. Удобное положение возле оживлённого перекрёстка обеспечивало приток клиентов. Взрослые вначале поругивали ребят за суету под окнами, а затем сообразили, что такая работа может приносить деньги. Родители отстранили детей от бизнеса и занялись им сами. В основном машины мыли женщины.
– Времена были тяжёлые, – вспоминает один из старожилов района. – Работы не было, люди выживали как могли. Денег у тех, кто сюда приезжал мыть машины, было валом. И бандиты приезжали, и кого тут только не было. Перепадало от них и мойщикам. Для многих эти деньги казались большими и лёгкими. Кто-то спивался. Лет 10 назад всё это пришло в упадок. Появилось много стационарных моек. Да и доход этот ненадёжный. Те, кто качественно мыл машины, обзаводился постоянными клиентами, на них и выезжали. Такие держались дольше. Некоторые и сейчас ещё моют, но мало — всего несколько точек, сколько — точно не скажу.
Знаменитые автомойки действительно уходят в прошлое. Вдоль улицы Бурденко их уже нет. В глубине квартала, в переулке Советском, машины ещё моют как минимум в трёх местах. По крайней мере, именно столько моек увидели корреспонденты «TV Губернии».
На площадке, устланной кусками линолеума, две женщины хлопотали вокруг покрытого пеной авто. Вниманию к себе они оказались не рады и от общения наотрез отказались. Когда же фотограф прицелился камерой в корму автомобиля, нас попросили удалиться.
Понять тружениц шлангов и губок можно — бизнес, по сути, нелегальный. Хотя здесь занимаются мытьём машин, а не отмыванием денег, налоги при этом не платят. Вдобавок жильцы квартала рассчитываются за воду по среднему тарифу. Перерасход воды — не преступление, но и напоминать о нём лишний раз мойщицы не хотят.
Ещё менее разговорчивым оказался мужчина у соседнего дома, который закончил работу и убирал рабочее место. Вежливо, но твёрдо он сказал, что никаких интервью не даёт.
Но поговорить с мойщиками всё же удалось. Между домами скучали в ожидании машин две женщины в пластиковых креслах. Третье, видимо, предназначенное для клиента, пустовало. По словам мойщиц, работы сейчас почти нет.
– В основном приезжают весной и осенью, – рассказывает одна из женщин. – А летом – видите, какая работа? Кто на речке машину моет, кто на даче. Никого нет. За весь день помыли 2 машины по 400 рублей и ковёр за 300. Вот и посчитайте, сколько мы на двоих заработали. А я только за воду по-среднему 3 тысячи в месяц плачу! Какой тут бизнес? Это выживание.
Мойщица жалуется на большие коммунальные платежи. По её мнению, если бы за эти деньги отремонтировать как следует дома в переулке, они простоят ещё лет 40. Вот только трещина, перечёркивающая стену ветхой двухэтажки, заставляет в этом усомниться. Да и сама женщина невольно признаётся, по какой причине не хочет сноса своего квартала.
– До 1999 года я работала на заводе, – вспоминает мойщица. – Завод закрыли. Сейчас на его месте – жилой комплекс. Мне 51 год. Другой работы у меня нет и уже не будет. Куда ни приду, всюду услышат про возраст и отказывают. Даже уборщицей не берут.
Проблемный квартал
Двухэтажные дома в переулке Советском были построены ещё в начале 50-х годов прошлого века. Для своего времени это был благоустроенный район, тихий и зелёный. Хорошая транспортная доступность. Неподалёку центр города и парк «Динамо». Существует мнение, что дома здесь строили пленные немцы. Однако в действительности их возводили учащиеся ФЗО — школ фабрично-заводского обучения. Впрочем, кто бы ни строил старые дома, свой ресурс они выработали. Трещины в стенах видны невооружённым глазом.
Разговоры о сносе ветхого квартала ведутся не первый год. Впервые об этом заговорили в 2016 году, два года спустя вновь вернулись к этому вопросу. Но из почти трёх десятков домов расселен и зияет выбитыми окнами пока только один — примыкающее к школе бывшее общежитие. На большее в городской казне денег не нашлось.
Недавно депутаты гордумы снова вспомнили о «квартале мойщиков». Мэр города Вадим Кстенин предложил расселить людей не за счёт бюджета, а благодаря средствам инвесторов.
– Эта проблема нам не просто известна – она уже глубоко проработана. Все механизмы расселения домов регулируются законом, и закон даёт нам кроме варианта переселения людей из опасного аварийного жилья за бюджетный счёт также возможность это сделать в рамках проектов комплексного развития территорий. По этому участку, как и по двум другим подобным, такие решения приняты, – сообщил глава города в своём телеграм-канале.
По словам Вадима Кстенина, для «улицы мойщиков» уже разработаны концепция, мастер-планы. Территория будет выставляться на торги, уже есть потенциальные инвесторы, которые выражают заинтересованность в участии в них.
Поэтому в обозримом будущем проблему сможем начать решать за счёт частных вложений, – пообещал градоначальник.
Проекты комплексного развития территорий, о которых говорит мэр, предусматривают не только строительство нового жилья взамен ветхого, но и создание необходимой для комфортной жизни инфраструктуры. Если инвесторы заинтересуются предложением, на месте старых домов появится современный микрорайон. Пока же переулок Советский выглядит застрявшим в прошлом – не то в 50-х годах, не то в 90-х.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.