9 января 2022 года вступили в силу новые тарифы ОСАГО — обязательного страхования общегражданской ответственности. Центробанк объясняет изменения желанием учесть реальное положение дел с аварийностью и отразить его в стоимости полиса. О том, насколько справедливо это утверждение, и как на самом деле выглядит ситуация с ОСАГО, «TV Губернии» рассказал автоэксперт Николай Киселёв.
Кому выгодно ОСАГО?
Системы страхования, подобные ОСАГО, действуют во всём мире. Но у нас произошло постепенное превращение этого механизма в обыкновенный налог, которым обкладывают автомобилиста.
У страховщиков есть показатель, который они называют «убыточностью» – отношение объёма собранных денег к объёму выплаченных потерпевшим. Там, где грамотно просчитаны тарифы, где главная цель – полноценно и многократно помочь потерпевшим, разница должна быть небольшой. Постановлением правительства в 2002 году она была заложена в 23%.
23% от собранных денег страховщику даётся на всё – на зарплаты сотрудникам, аренду помещений, оборудование, специалистов, рекламу. 23% – твоё, остальное ты должен потратить на выплаты. И вот это было бы справедливым. Но у нас много лет подряд эта разница достигает 50%. Выплачивают в 2 раза меньше, чем собирают. Это десятки миллиардов рублей.
Страховщики делают всё, чтобы выплатить как можно меньше. Например, вводят методику единого расчёта убытка. Выплаты приходится считать по тем ценам, которые назначает Российский союз автостраховщиков. Они сами, сидя в Москве, определяют, какая стоимость покраски в Воронеже, и заставляют считать по этим тарифам. Естественно, размер выплат занижен. Но им этого мало, они ещё поднимают тарифы. О какой социальной справедливости может идти речь?
Как изменится стоимость ОСАГО?
Я – человек с большим стажем и большим возрастом, а по новым тарифам это считается благоприятным. Если сравнить с прежними, то по минимальному тарифу у меня даже стоимость страховки снизилась – было 2900, сейчас 2400. Это теоретически.
Но ведь никто не обязывает страховую компанию назначать мне минимальную стоимость базового тарифа. А если оплачивать максимальную, то какой бы я положительный ни был, они могут поднять мне стоимость на 50%. А для основной массы автовладельцев – в два раза. С учётом анализа всех коэффициентов новые тарифы сильнее всего ударят по таксистам. Для них ОСАГО подорожает почти в 5 раз, а его средняя стоимость составит около 50 тысяч рублей.
В новой системе расчётов снизится региональный коэффициент. Например, для Воронежа он был 1,45, а стал 1,4. Экономия смешная – 5-10 рублей. Это сделано из желания показать, что система нацелена не только на повышение, а стремится продумать и учесть все детали. Зато другие коэффициенты выросли на 20-30%, что в итоге даёт общий рост в 2 раза.
К чему приведут изменения?
Методика расчёта одинакова во всём мире. Есть базовая величина и система коэффициентов. Первоначально стоимость ОСАГО у нас была невысокая – на выплаты денег хватало. Но 7-8 лет назад началась тенденция к необоснованным повышениям. Уже тогда люди стали отказываться от покупки ОСАГО, и число их растёт.
Поскольку все последние изменения – в пользу страховщиков, а не водителей, отказываться от полиса будут не только таксисты. Тем более, что штрафы за отсутствие пока небольшие – 800 рублей, и лучше заплатить полторы-две тысячи штрафа за год, чем отдать 50 тысяч за ненужный прибамбас.
Если сейчас снизить тарифы в 2 раза, страховщики всё равно останутся в плюсе. Во всём мире страховые компании работают по ОСАГО с минимальной прибылью, а не с миллиардными доходами.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.