«Никакого дискомфорта». Заключённых воронежских колоний трудом готовят к жизни на свободе
Наставить на путь истинный. В цехах одного из семилукских заводов наравне с мастерами сейчас трудятся восемь десятков осуждённых из разных колоний Воронежской области. Принудительные работы — так называется подобный вид уголовного наказания. Вместо решеток — кровать с тумбочкой, микроволновка, стиралка и даже пароварка. Плюс необычные работники могут прогуляться по магазинам и отправиться в увольнительную к родным и близким. Посмотреть на такой нестандартный способ исправления однажды оступившихся сограждан вызвались корреспонденты «ТV Губернии».
Основная продукция Семилукского огнеупорного завода — так называемые пропант-гранулы. На нефтяных месторождениях их засыпают в скважину при бурении, чтобы та не закрылась под весом породы. Однако кадровый дефицит сильно сказывался на объемах производства. Поэтому два года назад завод заключил с региональным правительством и управлением Федеральной службы исполнения наказаний трехстороннее соглашение: о том, что некоторые категории осуждённых могут попасть на предприятие в качестве работников. Причем с возможностью дальнейшего трудоустройства после освобождения.
Николай Куксов, исполняющий обязанности главного инженера предприятия:
— Мы достигли того, что у нас сейчас работают 80 осуждённых, приносят большую пользу, в связи с тем, что сейчас дефицит кадров. Конечно же, мы очень нуждаемся в этих людях, так как они занимаются у нас профильной работой, то есть работают именно на линии по изготовлению пропанта. А также работают во вспомогательных цехах: механический цех, энергоцех, тепловодоснабжение. Отбираем по методике. Прибыл осуждённый, проводится с ним беседа: к чему направлен, есть ли какое-то образование, есть какие-то пожелания…
Принудительные работы как вид наказания введены в Уголовный Кодекс РФ почти 12 лет назад, но на практике начали применяться с 2017-го. Таких мест, где могут трудоустроить осуждённых, в нашем регионе пока пять. Для таких людей шанс получить работу — это как путёвка в жизнь. Некоторым везёт, и они, по сути, трудятся по профессии, а после освобождения приходят обратно и уже на полную ставку.
Алексей Татаринский, осуждённый:
— Никакого дискомфорта я не чувствовал, вообще нормально. Все вместе уже два года, уже как-то притёрлись, привыкли, уже никакой разницы я не чувствую. Помогал подсобным рабочим, мне просто показывали, рассказывали. И делал, что говорят. С деревом нравится работать, в принципе, нового ничего нету. А если что-то новое узнаю, чему-то учусь, что-то совершенствую, пользу какую-то приношу — это нормально. Работой доволен, в принципе, и коллективом доволен.
Живут осужденные прямо на территории предприятия. Условия здесь, конечно, в разы лучше, чем в исправительных колониях. Они во многом напоминают те, что есть в вахтовых поселках, но со своими нюансами.
Никита Селезнёв, корреспондент:
— Несмотря на то, что на входе у общежития колючая проволока, внутри очень даже уютно и комфортно. У осуждённых есть доступ к плитам, микроволновкам, пароваркам и даже стиральным машинам. Также есть свой собственный спортивный уголок, библиотека с художественной литературой. И, конечно же, телевизор.
Помимо всех бытовых благ, осужденные имеют право ходить в магазин, правда, под чутким надзором конвоиров. А за хорошее поведение и качественно выполненную работу получают право на увольнительные, во время которых едут домой, в гости к родным и близким.
Сергей Греков, начальник отдела организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, УФСИН России по Воронежской области:
— Осуждённым разрешено пользоваться мобильными телефонами, компьютерной техникой, планшетами. Они имеют свободный доступ в интернет, постоянно поддерживают контакты со своими родственниками, что также им помогает социализироваться, адаптироваться в обществе. Это наказание является альтернативой лишению свободы. Оно назначается за преступление небольшой и
средней тяжести либо за тяжкое преступление, совершенное впервые. Наказание данное назначается на срок от 2 месяцев до 5 лет, и из заработной платы осуждённого удерживается от 5 до 20% дохода государству по решению суда.
Действительно, такая мера пресечения помогает вернуться в нормальный ритм жизни и социализироваться, считают эксперты пенитенциарной системы. Сами же работники завода говорят: находиться с осуждёнными в одном цеху совсем не страшно. Как правило, они всё схватывают на лету, быстро включаются в рабочий процесс и стараются совершенствовать свои трудовые навыки.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.