Барочная гитара, клавесин и виоль д’амур: в ВКЗ прозвучали реплики старинных музыкальных инструментов в рамках концерта «Русское барокко»
Камерное музицирование снова возвращается в моду. На малой сцене ВКЗ прошла презентация проекта «Музыкальные истории». Открылся он программой под названием «Русское барокко». Специально для этого в Воронеж приехал мастер по изготовлению реплик старинных струнных инструментов Александр Баюнов. Секреты их создания узнала Кристина Штерн.
Как звучит эпоха барокко? Ответить на этот вопрос взялись в воронежском концертном зале. И продемонстрировали сразу несколько инструментов, услышать которые сейчас дано далеко не каждому. Вот, например, барочная гитара. Именно так она выглядела в 17-18 веках.
Александр Баюнов, мастер по изготовлению и ремонту струнных щипковых инструментов, музыкальный историк (г. Москва):
— В то время люди не знали, что они живут в эпоху барокко. И поэтому гитара эта называлась не барочной, а просто испанской гитарой. Конечно, я бы сказал, и многие со мной согласятся, что этот инструмент несколько более интересный, чем классическая гитара.
Александр Баюнов не только играет на старинных инструментах, но и сам их создает. И барочная гитара и клавесин, который он специально для концерта привез из Москвы, — дело его рук. Продумывает каждую мелочь — начиная с проекта, заканчивая струнами — в басу они, кстати, серебряные. Самое удивительное, что Александр по образованию химик. Но душа изначально лежала к другому.
Александр Баюнов, мастер по изготовлению и ремонту струнных щипковых инструментов, музыкальный историк (г. Москва):
— Данный клавесин выполнен не по каким-то чертежам и не является копией какого-либо инструмента. Время изготовления инструмента в зависимости от загрузки, можно сделать очень быстро, я закладываю от 6 до 12 месяцев. Здесь стенки корпуса выполнены из бука, дека выполнена из ели, внутренняя отделка — дубовая. Клавиши — это клен, орех, венге.
Неповторимое звучание живого инструмента оценила солистка симфонического оркестра ВКЗ Евгения Грибанова. Именно она стала автором и идейным вдохновителем программы «Русское барокко» и камерного проекта «Музыкальные истории».
Евгения Грибанова, солистка Симфонического оркестра Воронежского концертного зала, автор проекта «Музыкальные истории»:
— Хотелось создать именно концерт-погружение и дать возможность слушателю погрузиться в очень интересные пласты нашей истории. Это концерт-исследование, концерт, который дает возможность заглянуть и перенестись в дух 17-18 веков.
Еще один старинный инструмент, задействованный в концерте — «Виоль Де амур». Его главная музыкальная особенность — наличие резонирующих струн, создающих эффект полетного звучания. Есть и эстетическая изюминка — необычный завиток Леонардо.
Евгений Фадеев, солист Симфонического оркестра Воронежского концертного зала, преподаватель Воронежского института искусств, скрипичный мастер:
— У него в отличие от скрипки нет строго заданных размеров и что особенно важно — нет особенной настройки, в зависимости от этого он может звучать совершенно по-разному — может звучать ближе к виолончели, альту или скрипке. И как на виолах, так и на стандартных скрипках и виолончелях — резчик мог изобразить что-нибудь подобное — женскую головку, головку ангела, на акустику это, конечно же, не влияет, но создает флер неповторимости, как законченное художественное произведение.
За поэтическое наполнение вечера отвечает заслуженный артист Воронежской области Юрий Смышников. Он говорит, к проекту «Музыкальные истории» отнесся с большим любопытством, как к творческому эксперименту. Хотелось искусно соединить в одно целое художественное слово и музыку русских композиторов 17-18 веков. Коснуться разных сторон жизни человека — любви, служения Отечеству, природе. Поэтому, чтобы подобрать материал, созвучный барочным мотивам, нужно было погрузиться в поэзию времен париков и кринолинов.
Юрий Смышников, Заслуженный артист Воронежской области:
— Язык, который барокко отражает, именно словесный, он не понятен в своих словах и формулировках, мы не
привыкли к такому языку, поэтому я открываю маленькую тайну. Я чуть сдвинул в эпоху Просвещения, там где были Державин, Карамзин, Ломоносов, Капнист, эти авторы, и я подумал, что они близки очень по духу, по настроению. Я благодарен музыкантам, музыкальным инструментам и вообще участвовать в этом небольшом проекте, для меня это большая честь и удовольствие.
После концерта зрители могли пообщаться с артистами и в прямом смысле прикоснуться к старинным инструментам. Но сам проект на этом не закончился. На камерной сцене ВКЗ прозвучит программа «Музыка ночи» в исполнении AmeliTrio, а потом сюда приедет правнук создателя самого фантастического музыкального инструмента 20 века — терменвокса — Петр Термен.
(6+)
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.