Эдгард Запашный: «У меня к Воронежу трепетное отношение»
В воронежском цирке с успехом идёт новая программа известных дрессировщиков Запашных «Страшная сила». Сколько хищников привезли известные укротители, каких животных, помимо тигров, увидят зрители и как оперативно меняют сценарий шоу, если четвероногие артисты почувствовали недомогание – о цирковом закулисье рассказал народный артист России Эдгард Запашный.
– Эдгард, расскажите, как создавалось шоу «Страшная сила» и что необычного увидят воронежцы?
– Необычно, прежде всего, то, что мы вернулись к программе, которую поставили 10 лет назад. Премьера шоу состоялась на спортивной арене «Лужники». Представление имело оглушительный успех. Далее надо отметить, что мой брат Аскольд Запашный, как художественный руководитель Большого Московского государственного цирка, как автор и главный режиссёр всех наших шоу, является сторонником того, что если продукт уже сделали, показали, то о нём можно начать забывать. И вот я на протяжении многих лет уговаривал его вернуться к этой программе. Делал акцент на том, что это нечестно по отношению к тем зрителям, которые по разным причинам её не видели. В итоге мы возродили шоу «Страшная сила» (0+) и … попали точно в цель, благодаря серьёзной смысловой нагрузке программы. Не буду выдавать секрет, но самое главное зрители узнают в финале представления, когда им откроется, что значит страшная сила и в чём она заключается.
– Зрители дали шоу определение — «живое кино». Как настоящий блокбастер, оно наполнено динамикой и приключениями: летает самолёт, выезжают на арену внедорожники, есть много киношных спецэффектов. Какие фильмы подстёгивали фантазию авторов?
– Аскольду пришла идея сделать представление в духе фильмов об Индиане Джонсе. Хотелось, чтобы его энергетика зарядила цирковой манеж. Всё остальное — авторская история, наполненная уникальными персонажами, трюками. Плюс озвучка сценических сюжетов актёром русского дубляжа Всеволодом Кузнецовым, голосом которого говорят многие голливудские звёзды. Люди ждут 15-минутное выступление братьев Запашных с животными, а получают невероятное шоу с необычными для цирка героями, драматургическими ходами. Мы с Аскольдом представлены в нём персонажами, обладающими сверхъестественными способностями. Этакие Альфа и Омега, которые оказываются в нужное время и в нужном месте, помогая главным героям.
– В шоу, как и во всех ваших программах, много животных. Как они чувствуют себя на гастролях?
– Мы привезли 17 хищников, включая молодых животных. 10 из них зрители увидят на арене. Также здесь, в Воронеже, мы планируем ввести в шоу новичков — молодых тигров. Приехали лошади (в программе есть большой конный номер), попугаи, любимец публики шимпанзе Гера — ему недавно исполнилось два года, но он уже крутой артист, ловко ездит на самокате. Все они — звёзды. Я приехал в город и даже не знал, в какой отель меня везут. Однако точно знал, в каких условиях будут жить наши животные. 24 часа в сутки за ними следят ветеринары, служащие, ассистенты — огромный штат. Условия содержания в современных цирках несравнимы с теми, что были 10-20 лет назад. И само отношение общества к животным сильно изменилось. Поэтому за их комфорт я спокоен.
– А если четвероногий артист не в форме? Ведь всё может быть…
– Нам известен характер каждого. И если, например, хищник вялый или, наоборот, находится в перевозбуждённом состоянии, то мы лучше продлим начало спектакля, или увеличим антракт, но внесём коррективы, и это животное не будет работать на манеже до выяснения обстоятельств. При необходимости мы можем исключить его из шоу за 5 минут до начала.
– Можно ли успокоить животное словом?
– Тот диалог, который привычен нам с вами, здесь не работает. Мы, люди, в общении между собой меньше значения придаём языку тела, а животные в первую очередь считывают физические проявления — твой настрой, взгляд, интонацию голоса.
– Цирк будущего — он какой? Останутся ли в нём животные?
– Цирк отражает то, что происходит вокруг нас. Если мы начнём принципиально отказываться от животных в цирке, нас ждут большие перемены и в других сферах жизни. Радикально настроенные люди считают, что следующим шагом может стать запрет зоопарков. Далее, демонизируя слово «дрессура», можно начинать предъявлять претензии владельцам домашних животных. Ведь даже для того, чтобы научить собаку выполнять простейшие команды «Стой!», «Ко мне!», «Фу!», «Лежать!», необходимо прибегнуть к дрессуре. Когда хозяин надевает собаке намордник, она не испытывает большой радости и начинает сопротивляться. Если в этот момент кто-то снимет данный процесс на телефон, ну, вы представляете, как это в итоге можно преподнести. Мол, собака мучается, пытаясь снять намордник. Значит, хозяин проявляет жестокость… Здесь цирк — всего лишь небольшое звено цепи, которую можно начать постепенно разрушать.
– То есть убирать животных из цирка нельзя?
– Моё мнение: цирк должен быть разным. Два-три раза сходив на канадский цирк, ты уже понимаешь, что увидишь примерно одно и то же: гимнасты, акробаты, клоуны… Да и в целом, мне кажется это неправильно. За что критикуют цирк? За то, что там якобы используют животных. А как же собачки, которые несут службу в аэропортах и обнюхивают чемоданы? Или, к примеру, конная полиция? А что уж говорить о сельском хозяйстве, где животные используются напрямую?
– Воронеж тесно связан с историей отечественного цирка. Вам доводилось бывать в доме-музее знаменитого русского клоуна и дрессировщика Анатолия Дурова?
– Мы с братом не могли упустить такую возможность. Тем более что династия Дуровых — общепризнанная часть мировой истории цирка. Я знаю, что они здесь жили и поэтому у меня к Воронежу трепетное отношение. Ещё моя бывшая жена Ольга, которая родила нам двух дочек, из Воронежа. Я проводил здесь много времени. И сейчас с радостью пригласил на наши представления родственников, с которыми продолжаю общаться.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.