Министр тарифного регулирования Людмила Шелякина – о подорожании услуг ЖКХ в Воронежской области с 1 июля
Министр тарифного регулирования Воронежской области Людмила Шелякина в интервью TV Губернии рассказала, насколько обоснованы расценки ресурсоснабжающих организаций, сколько будут платить за коммунальные услуги жители региона с 1 июля и когда будет пересмотрена цена проезда в городском транспорте.
– Людмила Геннадьевна, какие тарифы входят в сферу ответственности министерства?
– Министерство регулирует тарифы естественных монополий. Прежде всего это цены и тарифы на электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, на водоотведение и услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кроме того, экспертами министерства осуществляется расчёт тарифов на услуги по технологическому присоединению к коммунальным сетям. А ещё это тарифы на перевозку пассажиров автомобильным, электрическим и железнодорожным транспортом на территории Воронежской области, тарифы на перевозку грузов промышленным транспортом, ставки на проведение технического осмотра автотранспорта, надбавки на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты, на детское питание в школах и дошкольных учреждениях, плата на услуги по дозаправке воздушных средств.
– Как рассчитываются тарифы?
– Основной принцип тарифного регулирования – экономическая обоснованность не только затрат, включаемых в тариф, но и оценка фактически понесённых расходов. Эксперты министерства анализируют плановые потребности регулируемых организаций и оценивают целевое расходование средств заложенных в тарифе. В случае выявления нецелевого расходования средств, эти деньги подлежат изъятию из выручки регулируемой организации при установлении тарифа на очередной период регулирования.
Так, по итогам тарифной кампании из заявленных регулируемыми организациями расходов были исключены почти 14 млрд рублей, или 16%. Основная причина – отсутствие экономического обоснования заявленных расходов.
Эксперты министерства анализируют каждый документ, который к нам поступает от регулируемой организации. Важно понять: нужно ли столько сотрудников, покупаются ли материалы по указанным ценам, как составлена смета, не превышен ли хоть один из показателей. Если мы видим сомнительные цифры, то проверяем и перепроверяем их для каждой конкретной организации. Например, мы не допустили рекордного повышения тарифов в домах по ул. Пирогова. Там РСО попросила повысить тарифы на 639%. Другой пример — в 2022 году нам удалось снизить надбавки на детское питание в дошкольных учреждениях.
– Из чего складывается сумма тарифов на коммунальные услуги?
– Для каждой сферы деятельности существуют расходы, которые влияют на итоговую сумму тарифа. Для коммунальных услуг основными статьями расходов являются энергоресурсы, заработная плата с отчислениями на социальные нужды, ремонт и текущее содержание производственного оборудования (котельные, водонапорные башни, очистные сооружения, инженерные сети, по которым поставляется ресурс потребителю). При этом доля той или иной статьи затрат может существенно отличаться. Например, для теплоснабжения 50-60% составляет стоимость газа, используемого для выработки тепла; для водоснабжения и водоотведения основная доля затрат приходится на заработную плату, электроэнергию и ремонт, текущее содержание оборудования.
На стоимость услуг ЖКХ влияет и состояние коммунальных сетей. Тарифы даже для одного и того же вида коммунального ресурса устанавливаются отдельно для каждой организации. Жители часто спрашивают нас, почему мы платим столько-то, а вот буквально в соседнем доме тариф ниже? Тут, если речь о теплоснабжении, учитывается состояние котельной, год её постройки, износ сетей, удалённость котельной от отапливаемого объекта, количество работников котельной. Если дом подключён к современной экономичной котельной, работающей в автоматическом режиме, расходы на выработку тепла будут ниже. Соответственно, меньше придётся и платить за услугу. Поэтому каждую тарифную заявку мы рассматриваем индивидуально. К сожалению, износ коммунальных сетей по всей стране колоссальный. Ресурсоснабжающим организациям нужны достаточные средства для своевременного ремонта сетей.
Эксперты министерства чётко отслеживают, каким образом тратятся средства. Если организации не подтверждают свои расходы, для них могут наступить определённые тарифные последствия.
– Как для воронежцев изменятся тарифы на услуги ЖКХ с 1 июля?
– Пересмотр тарифов, к сожалению, — неизбежная мера. Тарифы растут по всей стране, и с 1 июля 2024 года жителей ждёт очередное повышение.
Средний уровень роста платы граждан на федеральном уровне установлен в размере 9,8%. Фактический уровень роста платы с учётом всех факторов составит 9,5%, а только за счёт роста тарифов – 9,3%. Остальной рост обусловлен пересмотром нормативов накопления ТКО министерством ЖКХ и энергетики Воронежской области.
Совокупный коммунальный платёж за месяц является произведением двух показателей – тарифа и объёма потребленного ресурса, это итоговая сумма платежей в квитанциях по всем видам коммунальных услуг.
– Насколько подорожает проезд в общественном транспорте?
– В наше министерство поступила заявка от администрации Воронежа как заказчика данного вида услуг. Уровень тарифа в предложении составляет 38 рублей при безналичном и 41 рубль при наличном расчёте. Сейчас эксперты министерства анализируют предоставленные материалы. При определении уровня тарифа учитываются все расходы, которые осуществляет перевозчик: заработная плата с отчислениями, ГСМ, техническое обслуживание автобусов и так далее, вплоть до путевых листов.
По действующему законодательству для принятия решения об утверждении тарифа отводится максимальный срок в 60 дней, хотя оно может быть принято и раньше. 14 июня эксперты получили ответ на дополнительный запрос, соответственно с этого момента будет отсчитываться время для принятия итогового решения. Если у экспертов появится необходимость в запросе дополнительной информации, то максимальный срок будет продлеваться в зависимости от получения информации по последнему запросу.
Ответа на вопрос, какой будет тариф в итоге, пока нет, потому что тариф будет получен как результат оценки экономической обоснованности заявленных расходов.
– Как проверить обоснованность начисления тарифов и куда пожаловаться в случае их неправомерного начисления?
– Прежде всего, нужно понимать, что итоговая цифра в квитанции зависит не только от тарифа, но и от объёма потребленного ресурса. На объём может влиять наличие или отсутствие счётчика, общедомовое потребление, время года. Эти подробности жители могут узнать в ресурсоснабжающих организациях или в УК. Тариф «внепланово» расти не может, так как мы в режиме реального времени следим за так называемым индексом платы граждан.
Проверить правильность тарифа жители могут на сайте министерства тарифного регулирования: раздел «Тарифное регулирование» – вкладка «Тарифы и нормативы» — «Действующие тарифы».
Кроме того, у нас проводятся личные приёмы граждан, на которых мы разбираем принципы образования тарифов в конкретных домах, поясняем жителям, почему у них именно такой тариф. На нашем сайте также есть раздел «Часто задаваемые вопросы». Там посетители могут найти ответы на вопросы, которые их беспокоят. И, наконец, жители могут узнать правильность начисления тарифа через ГИС «ЖКХ». Мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать процесс тарифного регулирования понятнее и прозрачнее.
ЦИФРА
14 млрд рублей из заявленных регулируемыми организациями расходов были исключены как необоснованные.
В ТЕМУ
Чтобы узнать новости тарифной кампании и изменения в законодательстве, жители региона могут подписаться на телеграм-канал регионального министерства или на страницу во «ВКонтакте» .
КСТАТИ
В ряде регионов ЦФО плата граждан с 1 июля вырастет больше среднего уровня (9,8%). В Смоленской, Орловской, Владимирской, Калужской, Тамбовской областях — на 10%, в Брянской области – на 10,5%, в Московской области – на 10,7%, в Белгородской области и Москве – на 11%.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.