«В том сумасшедшем бою немцев в плен не брали…». Воспоминания фронтовика о кровопролитных сражениях за Воронеж
В начале октября 1940 года Павла Зубкова призвали в Красную Армию, службу начал в 107-й стрелковой дивизии. А в мае 41-го в условиях нехватки строевых командиров среднего звена Павла Семёновича, недавно получившего в петлицы сержантские треугольники, направили на краткосрочные курсы в миномётно-пулемётное училище. Но начавшаяся в июне 1941-го война внесла свои коррективы: в свою дивизию он уже не вернулся… Самые трагичные страницы хроник военной жизни Павла Зубкова – кровопролитные бои на Шиловском плацдарме. Воспоминания фронтовика о тех страшных днях записал его двоюродный племянник Олег Зубков и поделился ими с «TV Губернией».
Бои на Шиловском плацдарме
Летом 1942 года враг нанёс удар в воронежском направлении. 472-й полк, в котором в то время служил Павел Зубков замкомандира миномётной роты миномётного батальона, в конце июля сосредоточился на левом берегу реки Воронеж, напротив захваченного немцами села Шилово.
Получив приказ, полк пошёл в наступление. Сопровождая ряды красноармейцев, расчёты лёгких 50-миллимитровых миномётов вели непрерывный обстрел позиций противника. Однако немцы открыли по наступающим цепям ураганный огонь, и полк, понеся значительные потери, отошёл на исходный рубеж.
Ежедневный, но, увы, безуспешный штурм Шилово и соседней с ним деревни Трушкино продолжался и дальше. Но атаки наших бойцов неизменно захлёбывались под миномётно-пулемётным огнём противника, укрывшегося на крутых, поросших дубняком склонах Правобережья.
Удача пришла только в последние дни месяца, когда к местам боёв подошла вся 100-я дивизия, сосредоточившаяся на левом берегу реки Воронеж в районе станции Масловка и деревни Таврово. После двухчасовой артподготовки и залпов реактивных миномётов пошла в атаку пехота…
Подвиг героя
Вот тогда и совершил свой подвиг Павел Зубков, за который впоследствии был награждён медалью «За отвагу». В тот раз нашим воинам удалось пробиться вглубь села Шилово. Пытаясь отбросить красноармейцев, немцы перешли в контратаку. Уже кончался боезапас, когда кто-то из бойцов обнаружил брошенные упаковки 50-миллиметровых немецких осколочных мин. Миномётчики немедленно воспользовались этим и выпустили их по врагу. Но настал момент, когда стрелять стало нечем. Тогда руководящий боем лейтенант Павел Зубков, отбивая очередную контратаку противника, поднял наших солдат в рукопашную схватку. Павел Семёнович рассказывал, что они бились с фашистами не только личным оружием, но и всем, что попадалось под руку. В том сумасшествии врагов не щадили – в этом бою немцев в плен не брали…
В ночь на 2 августа 1942 года 100-я стрелковая дивизия была выведена из-под Шилово на новую позицию. Её бросили в бой за овладение занятыми врагом деревни Чижовка и южной части Воронежа. А уже осенью 472-й стрелковый полк дивизии повёл наступление на Малышево, в сторону переправы через реку Дон. Вот там и окончилась «война» Павла Семёновича…
Контузия и ранение
В ходе боя Павел Зубков вместе с солдатом-ординарцем оказался в немецкой траншее. Она привела к блиндажу – солдат распахнул дверь, которая оказалась заминированной. Раздался взрыв: ординарец погиб на месте, а Павел Семёнович, отброшенный взрывной волной, получил тяжёлую контузию и ранение. В результате он лишился двух пальцев на правой руке, повредил лицо и вначале полностью потерял зрение. И только потом, через несколько месяцев, его зрение частично восстановилось.
Больше Павел Зубков не воевал. После госпиталя его признали негодным к строевой службе и направили в Южно-Уральский военный округ. Там в качестве офицера постоянного состава привлекался к занятиям с переменным командно-начальствующим составом по вопросам боевого применения миномётного оружия. После окончания войны его комиссовали и 15 октября победного 1945 года демобилизовали. Таким образом, Павел Семёнович прослужил в армии 5 лет, из них в Действующей армии под огнём врага – около 3 месяцев.
Память о прошедшей войне
После демобилизации Зубков вернулся на родину в деревню Кузёмки Смоленской области. Окончил Калужский пединститут им. Циолковского. Всю свою дальнейшую жизнь занимался обучением и воспитанием детей — был директором школы и преподавал математику.
Павел Семёнович до конца своих дней носил очки с очень толстыми линзами—следствие фронтовой контузии. Его последней наградой, как память о прошедшей войне, стал орден Отечественной войны I степени по Указу Президиума Верховного Совета СССР к 40-летию Великой Победы. Он гордился своими кровью заработанными наградами — боевым орденом (считал, что получил его по справедливости за бои под Воронежем) и медалью «За отвагу», подвешенной ещё на принятой в довоенное время прямоугольной колодочке. Эти награды он надевал в торжественные дни, принципиально не смешивая их с юбилейными медалями…
Справка «TV Губернии»
На юго-восточной окраине Шиловского леса когда-то находились село Шилово и деревня Трушкино. В июле 1942 года эти поселения были полностью уничтожены. Единственное, что напоминает о них, – полуразрушенная колокольня Митрофановского храма, построенного в 1845 году. Фашистам она служила стратегической высотой, с которой было удобно обстреливать левый берег Воронежа.
Рядом с колокольней находится братская могила № 113, в которой сейчас похоронено больше 1000 бойцов. Также здесь покоятся останки 116 мирных жителей, погибших во время бомбёжек.
А напротив могилы расположен памятник, автором которого стал известный воронежский скульптор Фёдор Сушков. По его задумке, солдаты разных войск, пола и возраста выходят из реки на сушу. Монумент был вычеканен вручную из авиационного дюралюминия рабочими Воронежского авиазавода.
Мемориальный комплекс «Шиловский плацдарм» расположен на территории бывшей ВАСТ, примерно в 3 км от разрушенной станции. Пропуск туда не требуется.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.